Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Классный час-планирование "Как жить будем?"

Предварительная работа. В конце предыдущего учебного года в классе изучается уровень сформированности детского коллектива  при помощи методики А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив». Эти результаты и были использованы для того, чтобы мотивировать ребят к работе по планированию внутриклассных дел.
 
Ход классного часа.
 
1 этап. «Мотивация». Классный руководитель просит ребят вспомнить результаты диагностики, а затем спрашивает о том, могут ли они предложить способы сделать свой класс более сплоченным, где все были бы заодно, где всем было бы комфортно учиться. В ходе краткого и непринужденного разговора можно прийти к мысли, что один из таких способов придумать и совершить что-то такое, что было бы интересно и значимо для всех в классе. К поиску таких дел можно долее и приступить.
 
2 этап. «Информация». Классный руководитель сообщает детям о том, что работать они будут в двух направлениях:
  • «Мои предложения» (классный руководитель вносит свои предложения, их обсуждают, если нужно дополняют, а наиболее интересные из них вносят в годовой план);
  • «Ваши пожелания» (класс высказывает свои интересы и пожелания относительно организации жизни класса, наиболее популярные из этих пожеланий затем будут облечены в форму конкретных дел и также внесены в годовой план).
 
3 этап. «Мои предложения». Классный руководитель открывает доску она разделена на две половины. На первой половине заранее написанный список предложений, вносимых классным руководителем. Всего их 15. Из них необходимо будет выбрать 7 те, которые были бы интересны всему классу. Для организации такой работы классный руководитель делит класс на 5 групп (сделать это можно произвольно я предоставила ребятам свободу выбора группы) и просит их самостоятельно найти себе место для уединенной работы (можно использовать класс, библиотеку, школьную рекреацию, спортплощадку во дворе школы и т.д.). У каждой группы листок с 15-ю наименованиями дел и 15-ю краткими резюме к каждому из них. На обсуждение дается 15 минут. По окончании отведенного времени все вновь собираются в классном кабинете. Педагог просит каждую группу назвать те 7 дел, которые они выбрали, а затем называет те 7 дел, которые представляются наиболее интересными ему самому. Каждый выбор того или иного дела отмечается особым значком на доске. После этого подсчитывается общее число голосов, отданных в поддержку каждого из 15 дел, и по большинству голосов из них отбирается 7. Эти семь дел и будут реализованы классом в текущем учебном году. Если какое-то из моих предложений ребята предлагают модернизировать или дополнить, я только приветствую эту их активность.
 
4 этап. «Ваши пожелания». Классный руководитель опять обращает внимание класса на доску, на сей раз ко второй ее половине. Она почти пуста на ней в столбик написаны лишь номера от 1 до 20. Пришло время заполнить и ее. Происходит это следующим образом. Каждая из пяти групп получает наборы из 22-х одинаковых карточек карточек желаний (20 из них с текстом, а 2 пустые):
1.     Я хочу отмечать свой день рождения не только дома, но еще и в классе.
2.     Я хочу со всем классом пойти в поход, а лучше в несколько.
3.     Я хочу нарисовать красивые картины на стенах нашего класса.
4.     Я хочу обустроить школьный двор.
5.     Я хочу понять, почему люди ненавидят друг друга.
6.     Я хочу играть в «классном театре».
7.     Я хочу вместе с классом очистить от мусора наш парк.
8.     Я хочу обсуждать серьезные фильмы.
9.     Я хочу понять, кто и как становится элитой.
10.     Я хочу научиться разбираться в политике.
11.     Я хочу помогать детям из детского дома или приюта.
12.     Я хочу показать свои фотографии всем и увидеть фотографии одноклассников.
13.     Я хочу, чтобы наш класс чаще соревновался с параллельным классом в каких-либо видах спорта.
14.     Я хочу, чтобы мы создали свой сайт в Интернете.
15.     Я хочу, чтобы в классе мы чаще играли во всякие игры.
16.     Я хочу, чтобы мы создали в классе какую-нибудь детскую организацию.
17.     Я хочу, чтобы наш класс устраивал свои собственные дискотеки.
18.     Я хочу научиться планировать свою жизнь.
19.     Я хочу научиться играть на гитаре.
20.     Я умею …………………………………….... и хочу научить этому других.
21.     ……………………………………………………………………………...........
22. …………………………………………………………………………………….
Каждая группа выбирает из набора по 35 карточек тех, которые более всего соответствуют их собственным желаниям и интересам. Кроме того, каждая группа может вписать в пустые карточки какие-то особые свои желания. Время работы групп 20 минут. Когда класс соберется вместе, каждая группа называет номера выбранных карточек и зачитывает то, что она вписала в пустые карточки (если, конечно, они были использованы группой). Классный руководитель фиксирует все это на доске, а затем по числу совпадений определяется 7 наиболее актуальных желаний и интересов класса. Именно на основе этого классный руководитель и будет стараться составить остальную часть годового плана[1]. Об этом он говорит детям и приглашает их на встречу неделю спустя.
 
5 этап. «Индивидуальные консультации». Всю следующую неделю классный руководитель консультируется как с группами ребят, так и с отдельными школьниками, чтобы лучше спроектировать конкретные дела, которые могли бы быть проведены в классе.
 
6 этап «Итог». Через неделю классный руководитель представляет классу получившийся в результате их совместной работы годовой план.
  • 1/3 этого плана дела, выбранные классом из предлагаемого списка;
  • 1/3 дела, придуманные классным руководителем на основе интересов и желаний детей;
  • 1/3 дела, помещенные в план классным руководителем без какого бы то ни было согласования с классом (а лишь исходя из собственного профессионального видения проблем данного класса).
Каждое из этих дел классный руководитель комментирует, отвечает на возможные вопросы школьников, предлагает им дополнить или изменить что-то. Здесь же намечаются и возможные активисты-организаторы этих дел.
 
 
 
 
[1] Детям предложено сформулировать не конкретные формы совместной деятельности, а лишь свои пожелания в данной сфере. Игры в псевдосамостоятельность детей здесь принесут только вред. Подростки обычно предлагают лишь те дела, в которых они участвовали ранее, в которых они были успешны или о которых узнали, например, от ребят из параллельного класса. И реально отражать их потребности, интересы, желания такие дела не будут. Профессиональная же задача классного руководителя сделать, чтобы все происходящее в классе происходило не просто так, а было направлено на развитие каждого ребенка.